вторник, 8 ноября 2011 г.

Восьмое занятие

Убеждение или принуждение - что эффективнее?

Вспомнилось:
когда я была маленькой, мама спрашивала меня: "Саша, а ты помоешь посуду или с собакой погуляешь?". После этого вопроса я несколько секунд серьезно задумывалась над выбором: чего же мне хочется делать меньше, и выбирала то, что было не так трудно. Повзрослев, мама рассказала об этой маленькой хитрости (манипуляции), о которой я тогда в детстве не задумывалась. Ведь если она спросила бы меня: "Ты погуляешь с собакой?" или "Ты помоешь посуду?", выбор бы мой стоял перед ответом "да" или "нет".

Над вопросом: что же более эффективно для меня: убеждение или принуждение? - я часто размышляю. Чтобы делать что-то людям всегда нужна мотивация, ничего не совершается просто ради самого действия. Единственная разница в том, откуда эта мотивация берется.
Я убеждена, что большинству людей проще получить эту мотивацию путем принуждения. Когда человека заставляют, у него уже нет другого выбора, как ни сделать. Намного труднее самому прийти к решению что-то сделать, без постороннего пинка - для этого нужна сила воли.

Что же касается меня, я считаю, что мой эффективный способ - убеждение. Тому есть несколько причин. Во-первых, не люблю насилие, как само явление: потому не буду делать что-то из принципа. Во-вторых, бесполезно заставлять делать то, что не нравится, т.к. эффективности этого труда не будет - а зачем он тогда неэффективный нужен? Когда-то давно читала книгу по НЛП Ники Джой, в которой главным лозунгом звучало: "Победители мотивируют сами себя".
Действительно, если только я сама захочу что-то сделать, то начну находить мотивации этому, сама буду заставлять себя идти к цели. Если же мне цель не важна, я не хочу ее - бесполезно заставлять. Я думаю, что способ "принуждения" работает в большинстве случаев с теми, кто выполняет действия не стремясь ни к какой конкретной задаче или цели, иначе бы у них самих рождались мотивы и их бы ни пришлось заставлять.
А может быть, еще один вариант: когда у меня появляется цель с массой препятствий, которых очень не хочется преодолевать, и намного проще, если бы кто-нибудь пришел и заставил меня двигаться к этой цели - я вспоминаю слова из книги: "победители мотивируют сами себя", и думаю о том, что я хочу быть победителем. И только уже ради того, чтобы "быть победителем" я нахожу в себе силы мотивировать саму себя и не ждать принуждения со стороны других.

Другая тема, которая заинтересовала: во что же играют сейчас дети?
Помню, во что играла я (конструкторы, замки из кубиков, железная дорога, машинки на радиоуправлении). Причем, все было связано: мы с папой и братом сначала строили крепость из кубиков, в которой селили игрушки, затем на крепость нападали (машинка и танк на управлении). Задача была построить такую крепость, чтобы танк не смог ее пробить. Это самое яркое воспоминание.
Действительно, интересно понаблюдать, во что играют сейчас.
(после проведенного исследования, напишу о результатах)

По поводу третьей темы, прозвучавшей на занятии про тюрьмы.
Интересно то, что я сразу вспомнила, как раньше (да и сейчас тоже) часто ловила себя на мысли, что хочу стать тюремным психологом. Откуда такое желание? Сейчас в голову приходят несколько объяснений:
- Люди вращаются в кругах себе подобных. А мне всегда хотелось и хочется постоянно узнавать, пытаться понять других людей (других социальных слоев, с другим мировосприятием, мышлением, моральными принципами), кардинально отличающихся от меня.
- Я всегда рассматривала любую проблему с разных углов. Когда человек совершил преступление, все начинают рассматривать последствия этого. А мне хочется понять не следствие, а причину - почему он это сделал? Людям обвинять во всем одного преступника - это лицемерие. Никто не без греха. Я считаю, что каждый влияет на всех, кто его окружает. Да, возможно, преступник виноват в том, что совершил преступление. Но тот, кто его растил, воспитывал, унижал в детстве, оскорблял, не замечал, хоть как-то повлиял на формирование его личности, взглядов, суждений - все они тоже виноваты. И чтобы искоренить преступления, нужно не наказывать уже за совершенное, а суметь предотвратить будущее. Потому меня всегда интересовали мотивы, всегда хотелось понять "почему", узнать предысторию. Мне всегда хочется узнать, о чем и как человек думает, тем более преступник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий